Типичные поломки стартера. Диагностика и ремонт своими руками

Выход стартера из строя далеко не смертельный диагноз. Для ремонта и диагностики нужно лишь в общих чертах понимать, как работает стартер, и иметь базовый инструмент автомобилиста. Как проверить и отремонтировать стартер собственноручно знают специалисты магазина автозапчастей VBavto.

 Типовые поломки стартера

Основные неисправности стартера и их симптомы

В строении стартера нет ничего сложного. Это обычный тяговый электродвигатель, который запускается в момент контакта шестерни бендикса с маховиком коленвала двигателя. Стартер питается исключительно от аккумуляторной батареи. Напряжение на обмотку электродвигателя подается через реле стартера, контактную группу втягивающего реле.

Механическая часть автомобильного стартера состоит из подвижного рычага, что передвигает шестерню бендикса по валу до момента ее зацепления с зубцами маховика коленвала. В этот момент электродвигатель запускается и раскручивает маховик до 200-300 об/мин до момента пуска двигателя автомобиля. Когда обороты коленвала превышают 300 об/мин, шестерня бендикса выходит из зацепления с маховиком, продвигается по валу назад, питание электродвигателя отключается.

Если хорошо знать конструкцию стартера, можно легко найти неисправность, исходя из ее симптомов. На самом деле их не так много.

1. Стартер не крутится после поворота ключа зажигания

Самая распространенная неисправность с этими симптомами — отсутствие массы стартера. Обязательно проверяем минусовой провод, идущий от минусовой клеммы стартера к клемме на кузове автомобиля:

При отсутствии контакта массы реле может совсем не срабатывать, щелчок в салоне при повороте ключа мы не услышим. Если при повороте ключа в стартовое положение хорошо слышен звук срабатывания реле, но стартер не вращается, есть вероятность возникновения нескольких более серьезных проблем:

В этих случаях нужно снимать стартер и тестировать обмотки мультиметром на предмет короткого замыкания или обрыва.

 Типовые поломки стартера

2. Стартер крутится, но двигатель не запускается, коленвал не вращается

В таком случае надо быть готовым к существенному ремонту. Потому что причины этой поломки могут быть следующие:

В таких ситуациях необходимо снимать стартер и проводить визуальную диагностику, выбраковывать и заменять изношенные запчасти реле или стартера.

Стартер

3. Стартер греется, туго крутится, не развивает обороты

Если двигатель стартера вращается медленно и не в состоянии развить достаточные для запуска двигателя обороты, в первую очередь стоит проверить заряд аккумулятора. Если напряжение на клеммах меньше 10,5-11 В, мощности батареи не хватит для полноценной работы стартера.

Если АКБ в норме, нужно после попытки запуска коснуться корпуса стартера. В случае обнаружения высокой температуры корпуса, можно предположить, что ротор затирает статор, из-за этого растет температура и снижается эффективность работы двигателя. Виной этому — изношенные втулки или подшипники ротора.

Также стоит проверить обмотки стартера, поскольку перегрев может свидетельствовать об межвитковом замыкании, что ведет за собой полную замену агрегата или статора.