Жидкости ATF для автоматических коробок. Что нужно знать

В том случае, когда у нас есть новенькое авто с автоматической коробкой, заботиться о состоянии и замене масла в АКПП не стоит лет пять. Но не всем повезло с новыми автомобилями. Большинство из нас ездят на б/у, а среди них немало машин с автоматическими трансмиссиями. Как подобрать правильную жидкость ATF для автомата и когда ее менять знают специалисты VB Avto.

Чем ATF отличается от моторного масла

Автоматическая коробка передач появилась благодаря американской компании General Motors, поэтому и жидкости, которые используют в АКПП, пришлось разрабатывать именно им. Заметьте, именно жидкости, а не масла – Automatic Transmission Fluid. Все потому, что у моторных масел и у трансмиссионных жидкостей иногда совершенно разные задачи и состав. 

Вот их главные отличия:

  1. Совершенно разные пакеты присадок. Дело в том, что внутри современной гидромеханической автоматической коробки множество деталей неметаллического характера – полимеры, пластики, жесткие компаунды и т.д. Моторное масло представляет им прямую угрозу и считается агрессивной средой. В то время как в двигателе на 90% масло контактирует только с металлическими запчастями.
  2. Одна из многих функций ATF – эффективное охлаждение. Как таковой системы охлаждения в АКПП не существует, в отличие от двигателя. Ведь современные коробки передач прогреваются тоже неплохо, иногда температура ATF достигает 800-900 °C. Выход один – пропускать жидкость через собственный радиатор. 
  3. Антипенные компоненты. Жидкость преодолевает каналы в картере и гидроблоке коробки под большим давлением, что вызывает вспенивание ATF. Это прямая угроза того, что жидкость будет насыщаться кислородом и вызвать коррозию металлических деталей коробки и быстрое старение самой ATF.
  4. Вязкость – самое главное отличие ATF от моторных масел. В то время как жидкость находится под влиянием высоких температур, она должна иметь относительно небольшую вязкость. Хотя бы для корректной работы гидротрансформатора. В то время как в двигателе смазки должно происходить маслом с надежной пленкой и высокой вязкостью.

Тем не менее нам следует установить, когда именно, и какую жидкость лить в автоматическую коробку.

Когда менять ATF в автомате

Обычно производители автомобилей уверяют, что ATF в коробку залито на весь срок эксплуатации. Конечно, это не соответствует действительности в полной мере. Жидкость в коробке, как и масло в двигателе, стареет и со временем перестает выполнять свои функции. Что приводит к разрушению особо уязвимых элементов АКПП. Здесь, собственно, и приходит конец срока эксплуатации.

Чтобы этого не произошло, опытные автовладельцы с АКПП и мастера рекомендуют менять ATF максимум через 40 тысяч км пробега с заменой фильтра. Проверка состояния жидкости в коробке должна происходить как можно чаще. Особенно это критично в таких случаях:

В этих случаях замену ATF желательно производить еще раньше.

Взаимозаменяемость жидкостей ATF

Для каждой автоматической коробки изготовитель прописывает четкую марку жидкости. Однако в ассортименте магазинов автозапчастей достаточно много вариантов. Это связано с тем, что изготовители жидкостей используют собственные присадки. Впрочем, необязательно покупать дорогие оригинальные ATF. Часть из них можно заменить аналогами. Не считая того, некие воды можно смешивать. К примеру:

При этом нужно помнить, что цвет ATF не имеет значения — каждый производитель добавляет красители по своему усмотрению (красные, желтые, синие, зеленые и т.д.).