Многим водителям, обслуживающим свою машину собственноручно, знакома ситуация, когда капли и пятна моторного масла, или похожей на него консистенции, появляются в совершенно непредсказуемых местах. Казалось бы, где взяться маслу в корпусе воздушного фильтра и на самом фильтре, например. Это и есть первый признак неисправности системы вентиляции картера.
Основным полезным для нас продуктом сгорания топлива в двигателе являются газы, которые толкают поршень вниз, чтобы провернуть коленвал. Чем больше давление в камере сгорания в момент взрыва смеси топлива и воздуха, тем больше КПД двигателя. А давление в камере поддерживается благодаря плотности посадки клапанов и состояния поршневых колец.
Однако какие бы ни были качественные поршневые кольца, часть газов все-таки прорывается под поршень, попадает в картер блока цилиндров. Остальное выводится в выхлопной тракт через выпускной клапан. Именно эта незначительная доля газов может натворить много вредных дел:
По этим причинам картерные газы нужно как можно быстрее выводить из двигателя, сбрасывать внутреннее давление. Для этого и существует система вентиляции картерных газов.
На старых карбюраторных двигателях картерные газы просто сбрасывались в атмосферу, а для того, чтобы вместе с газами не выдавливалось моторное масло, на выходе из вентиляционного канала устанавливался маслоотделитель, сапун примитивной конструкции. Однако такая система имела массу недостатков.
Часть из них связана с низкой эффективностью, поскольку в условиях незначительного давления, на холостых оборотах, например, сапун ничего и никуда не пропускал, а давление накапливалось. Если и пропускал газы, то в атмосферу выбрасывалась куча вредных веществ — как само масло, так и копоть, гарь, другие продукты сгорания масла и топлива.
То есть, система естественной вентиляции картера себя вообще не оправдала. На смену ей в конце XX века пришла обновленная, улучшенная и более эффективная система принудительной вентиляции - PCV. Система positive crankcase ventilation имеет несколько конструктивных решений, но самая распространенная и дешевая имеет только один клапан PCV, но работает достаточно эффективно.
Самое простое решение, которое воплотили в этой системе — отсасывать картерные газы за счет разрежения во впускном коллекторе. Тогда и газы выводятся эффективнее, и не так сильно загрязняется воздух, поскольку все, что добыто из картера, по кругу поступает вместе с чистым воздухом "на вторичную переработку" в камеры сгорания.
Поэтому нужно решить вопрос с каплями масла и копотью, которые совсем не нужны во впускном коллекторе, а также картерные газы в бесконечных количествах повредят образованию рабочей смеси. Поэтому газы нужно было дозировать и фильтровать. Для этого между картером и впускным коллектором установили клапан PCV.
Клапан PCV занимается именно дозировкой газов, поступающих из картера. Он настроен таким образом, что на холостых оборотах всегда перекрыт, а открывается при возрастании количества оборотов. Фильтрацией газов занимается маслоотделитель, который сконструирован в виде змеевика, где газы охлаждаются, а масло оседает на стенках и стекает обратно в картер. Существует несколько конструктивных решений маслоотделителя, в том числе и центробежный.
Основные признаки неисправности системы PCV:
В случае возникновения проблем с вентиляцией нужно тщательно промыть все патрубки и шланги системы, а также убедиться в подвижности рабочего элемента клапана PCV. Также время от времени нужно очищать маслоотделитель.