Что такое гидроудар двигателя и как его предотвратить

Природа гидроудара двигателя становится понятнее, если вспомнить школьный курс физики. Там речь идет о свойстве жидкостей к сжатию, а точнее, о том, что почти все жидкости имеют мизерный процент сжатия в замкнутой системе. То есть, если жидкости некуда выходить под давлением, она разрушает даже самые прочные преграды пропорционально давлению.

Что такое гидроудар двигателя и как его предотвратить

Условия, вызывающие гидроудар двигателя

Гидроудар двигателя обычно происходит в условиях, когда любая жидкость попадает в камеру сгорания. Там ее пространство ограничено гильзой блока цилиндров, поршнем, головкой блока и клапанами. Теоретически при значительном попадании жидкости в цилиндр одноцилиндрового двигателя он может просто внезапно остановиться. 

Но если мотор набрал большие обороты, а коленвал несет огромную кинетическую энергию, внезапно остановить его просто невозможно. Сила инерции, кинетическая энергия поступательного движения поршней и еще много факторов делают невозможной безболезненную мгновенную остановку коленчатого вала. 

Поэтому в первую очередь разрушаются запчасти двигателя, имеющие ограниченный предел прочности, (максимальное усилие, которое может выдержать материал перед тем, как начнется его деформация или разрушение). 

Что может вызвать гидроудар двигателя

Для того чтобы разрушить бензиновый или дизельный двигатель, много жидкости не нужно. Если обобщить, то достаточно заполнить объем одного цилиндра, а это составляет около 200-250 мл в зависимости от размера двигателя. Это мизерное количество жидкости может привести к фатальным последствиям.

Самые распространенные случаи попадания жидкости связаны с такими неисправностями или недосмотром в определенных механизмах или системах:

  1. Утечка топлива. На инжекторных бензиновых двигателях, а также на всех дизельных изношенная форсунка может пропускать бензин или солярку во время стоянки автомобиля. Если в таком случае двигатель запустится, а количество топлива над поршнем будет существенным, гидроудара не избежать. Тем более если форсунка вышла из строя во время движения на больших оборотах.
  2. Прорыв в камеру сгорания антифриза или моторного масла. Такая неприятность может произойти даже на абсолютно исправном двигателе, если его сильно перегреть. 
  3. В случае коробления головки блока моторное масло (или другая жидкость) под давлением попадает в цилиндр через щель, которую не в состоянии перекрыть прокладка головки блока. Также велика вероятность такого развития событий, если головка была неправильно затянута или прогорела прокладка головки блока. 
  4. Попадание воды во впускной коллектор. Воздушный фильтр не всегда в состоянии противостоять потоку воды, поэтому при переезде бродов, скоростном проезде глубоких луж, во время наводнений и сильных ливней попадание обычной воды в камеру сгорания вполне возможно.

Владельцам дизельных автомобилей следует помнить, что их двигатели более подвержены попаданию под гидроудар. Во-первых, объем камеры сгорания у дизелей меньше, во-вторых, рабочее давление (компрессия) намного выше, чем в бензиновых моторах.

Как уберечься от гидроудара

От попадания технических жидкостей в камеру сгорания, излишков топлива или конденсата, убережет только бережное отношение к мотору. А также квалифицированный ремонт и своевременное обслуживание.

Специалисты магазина запчастей VBavto советуют прислушиваться к мнению опытных водителей:

  1. При переезде больших луж очень опасно двигаться на большой скорости. Кроме гидроудара можно ощутить на себе эффект аквапланирования, когда автопокрышки теряют контакт с дорогой из-за наличия водяной пленки.
  2. Для любителей бездорожья не стоит игнорировать специальные устройства для забора воздуха выше уровня капота — шноркели.
  3. Регулярно проверять состояние воздушного фильтра и его корпуса, воздуховодов.
  4. При технической возможности следует устанавливать брызговики двигателя. Это дополнительные запчасти — пластиковые кожухи, предотвращающие попадание воды в моторный отсек.

При таких условиях вероятность повредить двигатель во время дождя или при переезде брода будет минимальной.