Сажевый фильтр: удалять или менять

Сажевый фильтр, также известный как DPF (diesel particulate filter), установлен на каждом современном дизельном двигателе для уменьшения вредных выбросов, в частности твердых частиц (сажи), которые выделяются в процессе сгорания солярки. Однако есть в его работе достаточно неприятные моменты.

Сажевый фильтр: удалять или менять

Зачем нужен сажевый фильтр DPF

Дизельные двигатели не очень приспособлены для коротких поездок или езды в режиме старт-стоп. Во время коротких выездов дизельный двигатель не нагревается до нужной температуры, и при сгорании образуется больше нагара. DPF засоряются из-за качества солярки, качества моторного масла, стиля вождения или интенсивного движения по городу.

Автомобиль, оборудованный сажевым фильтром, запрограммирован на регенерацию, самоочистку DPF. Это происходит, как только выхлопной газ нагреется достаточно, чтобы достичь температуры регенерации, примерно до 600°C. Но при такой температуре количество сажи увеличивается в разы, поэтому необходимо чаще выполнять очистку фильтра.

На легковых автомобилях сажевый фильтр сможет нормально работать около 50-70 тысяч км без очистки. На грузовиках, автобусах и малотоннажном дизельном транспорте пробег до обязательной очистки фильтра может достигать 200 тысяч км. Загрязнение фильтра связано с рядом проблем и возникновении характерных симптомов:

Конструкция и обслуживание сажевого фильтра

Сажевый фильтр изготавливается из керамических или металлических материалов и состоит из сотообразной структуры с мелкими каналами, которые задерживают частицы сажи, пропуская очищенные выхлопные газы. Такая конструкция обеспечивает эффективную фильтрацию и минимизирует ограничение потока выхлопных газов, снимает лишнюю нагрузку с турбонаддува и системы выхлопа в целом.

Конструкция и обслуживание сажевого фильтра

Регулярная очистка сажевого фильтра — обязательная процедура для современного дизеля. Она имеет цель предотвращения засорения фильтра и увеличения противодавления в системе выхлопа. Чтобы избежать неприятных неожиданностей, нужно выполнять очистку одним из приведенных способов:

  1. Восстановление и очистка сажевого фильтра с помощью специального оборудования. Очистка напоминает обслуживание катализаторов, однако имеет свои особенности. Процедура недешевая, однако увеличит ресурс запчасти как минимум на 80-120 тысяч км.
  2. Очистка фильтра с помощью агрессивных химических жидкостей. Этот способ дешевый, иногда срабатывает, но есть риск сильно повредить чувствительную поверхность фильтровального элемента.
  3. Купить новый сажевый фильтр и установить собственноручно или на СТО. Самое дорогое решение, зато гарантирует работу системы DPF в течение длительного времени. Цена DPF обычно колеблется в пределах 7-10 тысяч гривен и выше.
  4. Удаление сажевого фильтра с программным отключением. Для этого нужно полностью вырезать фильтр из системы выпуска, изменить прошивку электронного блока управления. Этот метод приемлем только в том случае, если владелец авто не собирается пересекать границу Евросоюза (экологические нормы этого не позволят) и уверен в квалификации программиста или диагноста.

Альтернативный метод — добавление в солярку присадок, очищающих сажевый фильтр. Недорогой и надежный метод, который не нанесет вреда мотору и фильтру. Обычно жидкость добавляется в солярку (250-300 г очистителя на 30-40 литров топлива). 

После этого машина должна проехать около 50-70 км, поддерживая 2500-3000 об/мин. Регулярное использование таких жидкостей сохранит DPF в отличном состоянии, если и до этого выполнялось обслуживание системы фильтрации.