Система охлаждения современного двигателя представляет собой замкнутый герметичный контур. В отличие от старых моторов, антифриз работает под постоянным давлением. В большинстве автомобильных двигателей давление системы составляет от 1,3 до 2 Бар. Для такой сложной системы это довольно существенное значение, поэтому состояние каждой запчасти очень важно. Даже если это обычная крышка расширительного бачка.
Если коротко, то крышка расширительного бачка нужна не столько для заливки антифриза, сколько для компенсации давления внутри системы охлаждения. Это сверхважная миссия. Ведь температура кипения антифриза зависит именно от давления, то есть, от давления в системе зависит также риск перегрева двигателя.
Дело в том, что при атмосферном давлении вода закипает при 100 °C, а большинство антифризов при 105 °C. То есть, разница небольшая, стоит только сбросить давление в системе до уровня атмосферного, как двигатель начнет кипеть уже почти при рабочей температуре. Здесь стоит вспомнить, что большинство современных двигателей работают при температуре антифриза как минимум 90-95 °C.
Поэтому абсолютная норма для таких моторов — повышенное давление в системе охлаждения. Только давление падает, антифриз начинает кипеть. А это не только опасность перегрева, но и избыточное пенообразование, мешающее работать водяной помпе, пузырьки пара, тормозящие теплообмен. Заблокировать этот процесс мгновенно очень сложно даже после остановки двигателя, поэтому последствия могут быть очень неприятны.
Итак, исправная крышка расширительного бачка выполняет несколько функций:
Для того, чтобы контролировать давление в системе, крышка расширительного бачка оснащена системой корректировки. Она достаточно проста и состоит из:
впускного клапана;
Работает крышка следующим образом. Как только температура двигателя начинает расти до определенного уровня, антифриз сначала испаряется, пар накапливается в системе. Для стабилизации давления и выброса пара срабатывает паровой клапан.
И наоборот, когда давление в системе ниже атмосферного, впускной воздушный клапан срабатывает и компенсирует давление до уровня атмосферного. Многие видели ситуацию, когда патрубки и шланги радиатора, термостата или помпы раздувались, или наоборот сжимались. Это и есть первые признаки неисправности клапанов крышки бачка.
К ним опасно относиться легкомысленно, поскольку избыточный пар будет создавать воздушные пробки в системе, которые потом достаточно сложно удалить. К тому же пластиковые и резиновые запчасти системы охлаждения могут не выдержать высокого давления и разрушиться, лопнуть, расколоться со всеми печальными последствиями.
Однако почистить клапаны пробки очень просто. Любая крышка имеет разборную конструкцию. Добравшись до клапанов, их нужно промыть проточной водой, если загрязнение очень сильное - средством для очистки карбюраторов, WD-40 и т.д. Но ни в коем случае нельзя просто просверливать крышку, как делают неосмотрительные водители.
В этом случае давление в системе охлаждения вообще не контролируется и будет значительно ниже номинального. А это значит, что закипание антифриза может произойти уже при температуре около 100 °C в зависимости от качества, типа и концентрации охлаждающей жидкости.