Как разобраться в тормозных жидкостях, какие лить нельзя

Тормозная жидкость достаточно выносливый расходный материал. Именно из-за этого свойства многие водители не так часто обращают на нее внимание. Зря, потому что она нуждается в замене как минимум раз в два года. Но для замены нужно выбрать правильную жидкость, которая будет отвечать конкретным требованиям. Эти условия прекрасно знают специалисты магазина запчастей VBavto.

Тормозная жидкость и что нужно о ней знать

В последние несколько десятков лет жидкость для тормозных систем сильно изменила свой состав. И даже форму упаковки. По всей видимости, все обращали внимание на то, что максимальный объем жидкости не превышает 500 мл в одной бутылке. Максимум литр (як BOSCH ENV6), потому что в условиях гаража жидкость просто впитывает влагу и теряет свои качества. 

Это связано прежде всего с требованиями к самой тормозной системе — минимальная инерция, минимальное время реагирования тормозных колодок на движение педали тормозов и еще ряд требований:

  1. Максимальный температурный порог закипания и минимальный порог заморозки. Как минимум, согласно европейским требованиям (ISO 4925, SAE J 1703) – от -40 °С до +100 °С. А порог закипания падает при наличии влаги в жидкости.
  2. Жидкость не должна оказывать агрессивное воздействие на резиновые и пластиковые элементы тормозной системы. В Европе изменение размеров манжет и уплотнителей регламентировано в пределах 9-10%. В Украине этого никто не контролирует.
  3. Наличие ингибиторов в составе жидкости, противостоящих коррозии. Причем не только коррозии черных, но и цветных металлов (алюминия и сплавов на его основе, меди, латуни и т.п.).
  4. Тормозные цилиндры должны смазываться, как и поршни, и уплотнители. За это должна отвечать тормозная жидкость.
  5. Жидкость не должна образовывать никаких осадков и не иметь склонности к расслоению в пределах рабочих температур.

Состав тормозной жидкости

Марка тормозной жидкости зависит только от ее основания. То есть базовой составляющей. Она может иметь три варианта происхождения:

Остальные составляющие – это примеси, влияющие на поведение жидкости в тех или иных условиях. К примеру, доисторическая жидкость типа БСК вообще не соответствует евростандартам качества. Ее запрещено использовать на автомобилях с дисковыми тормозами. Это минеральная жидкость, которую нельзя смешивать с любой другой жидкостью.

Следующий этап развития тормозных жидкостей ознаменован появлением полигликолевых составов. Они лучше предыдущих, но все равно сильно впитывают влагу. От них тоже нужно отказываться. Любые гликолевые жидкости маркируются как DOT 3, DOT 4, DOT 5.1. Но смешивать их небезопасно, особенно от разных производителей.

Следует отметить, что использование этих жидкостей крайне опасно на автомобилях старше 15-20 лет. Ведь резиновые элементы, которые производились к ним, просто не рассчитаны на такой химический состав и могут (и будут) разрушаться во время эксплуатации. Именно поэтому мы рекомендуем использовать для подержанных авто тормозные жидкости на минеральной основе.

На сегодня самой прогрессивной тормозной жидкостью является силиконовая смесь с маркировкой DOT 5. Они не впитывают влагу, не замерзают, и могут отлично работать при температуре +300 °С. Но следует помнить, что жидкости DOT 5 и DOT 5.1 смешивать нельзя. Это может повлечь за собой расслоение и потерю свойств жидкостей, а также закупорку магистрали.

Когда менять тормозную жидкость, регламент

Мы уже знаем, что тормозная жидкость в любом случае способна насыщаться влагой. Поэтому срок ее использования ограничен. Но это зависит от состава жидкости. К примеру:

  1. Минеральные жидкости практически не впитывают влагу, поэтому срок службы их минимум 5-7 лет. Но мы помним, что они подходят далеко не для всех автомобилей. Наши специалисты рекомендуют заменять такие жидкости раз в два-три года или при аварийных условиях.
  2. Гликолевые жидкости (DOT 3 и 4) гораздо быстрее впитывают влагу, хотя и считаются более эффективными. Поэтому заменять их нужно чаще, в среднем раз в два года.
  3. Силиконовые жидкости (которые достаточно дорогие и почти не используются на серийных авто) должны быть заменены в среднем раз в 10 лет.

Следует помнить, что жидкости DOT 5 и DOT 5.1 запрещается использовать в тормозных системах, оснащенных автоматической антиблокировочной системой (ABS).